На главную страницу Карта сайта Контакты
Слушать радио!

Облако тегов

Сны для тех, кто бодрствует



Чего мы ждем от произведений искусства? Стремимся ли мы обрести с их помощью достоверное знание о природе и человеке или, напротив, хотим обмануться, погрузиться в мир грез и иллюзий? Стоит ли доверять тому, что мы видим своими глазами, или же нам следует быть более осторожными, разборчивыми, и не поддаваться наваждению?

Задача новой, пятой по счету, тематической экспозиции Московского музея современного искусства заключается в том, чтобы проанализировать закономерности зрительского восприятия сквозь призму извечной, актуальной и поныне оппозиции «истинного» и «фантомного» образа. Другими словами — исследовать укорененный в западной культуре конфликт между положительным, рациональным представлением об образе как прозрачном «окне в мир» и прямо противоположным отношением к визуальным подобиям как подозрительным или же откровенно опасным плодам фантазии. Редко выявляясь в столь утрированном виде, эти психологические установки представляются динамической парой: они способны меняться местами в зависимости от точки зрения.

Обратимость заложена и в названии проекта. Оно восходит к диалогу Платона «Софист». В оригинальном контексте фраза «сны для тех, кто бодрствует» выступала иконоборческой метафорой художественного творчества — но, что характерно, метафорой оптической.

В экспозицию войдут произведения амбивалентные по своей визуальной природе: все они допускают противоречивую, двойственную интерпретацию. Зрителю же предлагается сыграть с музейными экспонатами на доверие и задуматься, например, стоит ли считать сверхреалистичный образ лишь безобидной обманкой, являются ли правила построения прямой перспективы естественной моделью человеческого восприятия, можно ли перекодировать образ в текст. Под силу ли художнику запечатлеть нечто трансцендентное, лежащее за гранью опыта? Эти и другие сюжеты, будут рассмотрены в четырнадцати тематических разделах экспозиции, посвященных визуальной онтологии и риторике современного искусства. Своего рода эталоном достоверности в каждом разделе будут выступать специальные экспонаты: оптические приспособления, научные изображения и артефакты.

Экспозиция займет весь второй этаж главного здания музея на Петровке. Ее ядро составят работы российских художников, преимущественно конца XX-начала XXI веков, из музейной коллекции: от живописи, графики и фотографии до видео, объектов и инсталляций. Существенно, что многие произведения приобретены музеем недавно и в подобном контексте будут показаны впервые.

Среди художников: АЕС+Ф, Никита Алексеев, Сергей Братков, Олег Васильев, Франциско Инфанте, Илья Кабаков, Алексей Каллима, Георгий Кизевальтер, Елена Ковылина, Вячеслав Колейчук, Александр Лабас, Игорь Макаревич, Рауф Мамедов, Владислав Мамышев-Монро, Таус Махачева, Ирина Нахова, Дмитрий Пригов, Георгий Пузенков, Александр Родченко, Айдан Салахова, Леонид Соков, Ростан Тавасиев, Дмитрий Цветков, Иван Чуйков, Юрий Шабельников, Сергей Шутов. Экспозицию дополнят работы приглашенных авторов: Татьяны Ахметгалиевой Марины Беловой и Алексея Политова, Ларисы Звездочетовой, Таисии Коротковой, группы МишМаш, Хаима Сокола и других.

Партнерами проекта выступили Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Государственная публичная историческая библиотека России, Государственный Дарвиновский музей, Музейное объединение «Музей Москвы», Госфильмофонд России, Лыткаринский завод оптического стекла, Музей истории медицины Первого МГМУ имени И. М. Сеченова, Научная библиотека МГУ им М. В. Ломоносова, а также «Крокин» галерея, Галерея «Риджина» и Галерея «Триумф».


Дата проведения: 01.03.2013 — 29.09.2013
Адрес:
Московский музей современного искусства, Петровка 25